Сказки для детей изрядного возраста
26.01.2021 | Редкий фонд
«Художник темных сторон», он был непримиримым обвинителем самодержавно-крепостнического строя России XIX века, «прокурором русской общественной жизни».
Факт: Деятельность литератора совмещал с государственной службой, поэтому печатал свои произведения под именем «надворного советника Николая Щедрина». По одной из версий, взять такой псевдоним предложила жена Салтыкова-Щедрина, поскольку в своих произведениях он был очень щедр «на всякого рода сарказмы».
М.Е. Салтыков (1826-1889) родился в имении Спас-Угол недалеко от Твери. Отец был из обедневшего княжеского рода, а мать из состоятельной купеческой семьи. По натуре она была человеком предприимчивым, занималась приумножением состояния, к детям относилась деспотично и жестоко. В доме царила атмосфера скупости, лицемерия и взаимной вражды.
Факт: Салтыков писал в поздние годы: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут... секут как следует, розгою... Было мне тогда, должно быть, года два, не больше».
Образ родного крепостнического «гнезда» – матери, братьев, сестер, знакомых помещиков – в дальнейшем послужил прототипом героев многих произведений («Господа Головлевы», «Пошехонская старина» и др.).
"Господа Головлевы"
"Пошехонская старина"
В 1844 г. окончил Царскосельский лицей и поступил на службу в Военное министерство. После публикации первых повестей – «Противоречия» и «Запутанное дело» – был сослан в Вятку (1848-1955) за «неблагонамеренный образ мыслей». Цензура усмотрела в этих произведениях призыв к революционной борьбе с существующим порядком, что и привело к правительственным преследованиям автора. Во время ссылки М.Е. Салтыкову было запрещено заниматься писательской деятельностью.
После кончины Николая I, в 1855 г. вернулся в Петербург, где служил в Министерстве внутренних дел. В этот же период, вопреки воле матери, обвенчался с дочерью вятского губернатора, Елизаветой Болтиной, за что был лишен материальной поддержки семьи.
Впечатления от жизни в Вятке Салтыков-Щедрин отразил в «Губернских очерках» (1856 г.). В них он описал все «безобразия провинциальной жизни», казнокрадство, бюрократизм, взяточничество среди чиновников. «Губернские очерки» быстро стали популярны, Салтыкова-Щедрина стали называть наследником Н.В. Гоголя.
Как чиновник, обладающий незаурядным административным опытом, Михаил Евграфович был назначен вице-губернатором Рязанской (1858), а затем и Тверской губерний (1860). Он стремился навести порядок: увольнял отъявленных взяточников, вступался за бесправных крепостных крестьян и пытался отдать под суд извергов-помещиков.
Факт: Приняв дела в Рязани, Салтыков-Щедрин сразу заявил представителям дворянства и местной власти: «Я не дам в обиду мужика». Но далеко не все согласились с такой позицией. За непримиримое отношение ко всяческим злоупотреблениям чиновников, за защиту крестьян рязанские обыватели прозвали Салтыкова «вице-Робеспьером», писали на него доносы.
М.Е. Салтыкову все время приходилось менять место службы, переезжать из города в город, но он убеждается, что положение дел везде практически одинаково.
С 1866 г. Салтыкова-Щедрина назначают начальником Казенной палаты. В этой должности он служил в Пензе, Туле, Рязани. За ним укрепляется репутация не просто неуживчивого чиновника, но и опасного человека. В результате весной 1868 г. начальник III Отделения, под надзором которого постоянно находился Щедрин, подает Александру II доклад, в котором говорилось: «Управляющий рязанской казенной палатою действительный статский советник Салтыков в продолжение всей своей служебной деятельности... постоянно обращал на себя внимание высшего правительства, как чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы и законного порядка».
В 1868 г. М.Е. Салтыков вышел в отставку в чине действительного статского советника и пишет свои главные произведения: «История одного города» (1869-1870), «Пошехонская старина» (1887-1889), «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), «Господа Головлевы» (1880) и др. Также он создает новый оригинальный жанр – социально-политическая сказка для «детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», «Бедный волк» и «Самоотверженный заяц» - эти сказки напоминали русские народные, и, в то же время, служили не только для развлечения, но и обучали нравственным правилам и целям в жизни. Несмотря на то, что Салтыков-Щедрин использовал «эзопов язык» - язык иносказаний, смысл был вполне понятен: автор обвинял, как притеснителей за их самодурство и жестокость, так и угнетённых за их раболепие и страх.
"Как один мужик двух генералов прокомил"
Факт: В начале 1870-х у Салтыкова-Щедрина родились двое детей — Константин и Елизавета. Из воспоминаний друзей: «Издавая свои сочинения, Михаил Евграфович всегда мечтал составить капитал не менее как в 300 тысяч, чтобы обеспечить жену, сына и дочь, и это ему удалось. К концу жизни капитал его как раз равнялся этой цифре, который он разделил между тремя».
Не многие современники понимали творчество Салтыкова-Щедрина. Его пренебрежительно называли сказочником, карикатуристом, а его сюжеты - фантазиями, не имеющими ничего общего с действительностью. Противники упрекали в отсутствии идеалов, положительных героев, усматривая в его произведениях подтасовку фактов русской жизни. Называли его «скандальным, паскудным и вредным для своего Отечества автором». Но были и другие – те, кто «знал цену этому голосу – голосу совести», кто видел в писателе Щедрине гордость русской литературы.
В Отделе редких книг и книжных памятников НТБ хранится Полное собрание сочинений М.Е. Салтыкова-Щедрина в 12 томах (в количестве 40 книг), изданное в 1905-1906 гг. в приложении к журналу «Нива», в издании А.Ф. Маркса (5-е издание). Текст в русской дореформенной орфографии.
Т. 1. Господа Головлевы. Невинные рассказы.
Т. 2. Помпадуры и помпадурши. Сатиры в прозе.
Т. 3. Губернские очерки. История одного города.
Т. 4. Сказки. Мелочи жизни. Культурные люди.
Т. 5. Благонамеренные речи.
Т. 6. Пестрыя письма. Убежище Монрепо.
Т. 7. Признаки времени. Дневник провинциала в Петербурге.
Т. 8. За рубежом. Господа Ташкентцы.
Т. 9. Круглый год. В среде умеренности и аккуратности.
Т. 10. Письма о провинции. Пошехонские рассказы.
Т. 11. Современная идиллия. Письма к тетеньке. Дети Москвы.
Т. 12. Пошехонская старина. Больное место. Брусин. Смерть Пазухина.
Материал подготовлен Отделом редких книг и книжных памятников НТБ ТПУ.
Комментарии [0]